Но есть люди разных профессий и возрастов, которые с увлечением занимаясь канароводством, стремятся совершенствовать пение своих птиц придать их голосу красивое звучание, очистить песню от диссонансов. Такое занятие канароводством является уже своего рода искусством, так как, отбирая наиболее способных молодых самцов, шлифуя их пение, любители и тем самым улучшают породистость певчих канареек.
Вот почему по качеству пения кенаров можно судить о работе и уровне квалификации любителя. Если ему удалось вырастить молодых кенаров с хорошей песней и птицы завоюют на конкурсе призовое место или будут отмечены грамотами, то такого кенаровода можно поздравить с успехами в этом интересном деле.
Главные особенности песни кенаров передаются по наследству. Каждый молодой самец к 7-8-месячному возрасту будет исполнять звуки песни, характерные для данной породы. Правда, песня самоучек по богатству колен и качеству исполнения значительно уступает песне хорошо обученного самца.
Однако вопрос, как правильно обучать канареек пению, остается и сейчас открытым. До сих пор еще не определены методика обучения, условия окружающей среды, способствующие улучшению песни молодых птиц.
Перед началом обучения нужно заранее подобрать учителей. Если ставят задачу иметь кенаров с широким диапазоном песни, то учителей должно быть несколько. Если же решили обучать молодого самца песне старого кенара, то в качестве учителя надо оставить одного, именно этого самца.
Учитель должен четко, с плавными переходами исполнять колена песни соответствующего напева. Не лишне проверить его на очередном конкурсе певчих канареек, получить оценочный лист с указанием в нем набора колен. Самец, имеющий в песне диссонансы, не может быть учителем: ученики усвоят эти диссонансы и будут их настойчиво повторять.
Вспомогательными учителями могут быть дикие певчие птицы, в песне которых имеются колена, соответствующие коленам в песне канарейки. Это овсянка обыкновенная, овсянка-дубровник, большая синица, московка, гаичка, крапивник, но наиболее популярные из них - овсянки и синицы. Может быть им и тигровый астрильд, у которого очень красивая, чуть грустная короткая песня. Однако количеством учителей увлекаться не следует. Для обучения молодых кенаров достаточно одного ведущего певца-кенара и 1-2 вспомогательных учителей - лучше овсянок или синиц. На каждого ведущего певца следует иметь как можно меньше учеников. Количество последних на одного учителя зависит от напева, которому собираются обучать молодых птиц. Рекомендуется иметь 5-6 молодых самцов для обучения песне овсяночного и не более четырех - для обучения песне дудочного напева.
Песня, воспринятая от диких певчих птиц, у канареек может звучать по-разному - от совершенно четкого воспроизведения до грубого искажения. Имеются примеры, когда молодые самцы полностью перенимали и воспроизводили песню большой синицы, московки, полевого жаворонка или зяблика. Но такая песня для канареек считается браком, так как самцы должны воспроизводить в своей песне только отдельные колена из песни диких птиц.
За время пребывания молодых птиц в пролетных клетках обычно уже удается определить их пол. Самцы, сидя на жердочке, вытягивая шейку и слегка раздувая горлышко, подолгу щебечут, насвистывают, подражая пению отца. Но это еще не песня. В щебетании не слышно колен песни взрослого кенара, которую они будут петь в будущем.
Чтобы создать молодым кенарам лучшие условия для развития певческих навыков, их по окончании линьки, т. е. примерно в конце сентября или в октябре, вылавливают из пролетной клетки и рассаживают поодиночке в небольшие клетки. Для этой цели вполне подходит цельнометаллическая или деревянная клетка размерами 35х25х18 см. При пересадке каждую птицу нужно взять в руку и внимательно осмотреть, раздувая ей перья на грудке и (брюшке. При этом видно, в каком состоянии находится кенар. Излишне жирных или слишком худых пернатых, с сильно выступающей грудной костью отмечают в журнале, метят также клетку, чтобы соответствующим кормлением постепенно привести птицу в состояние нормальной упитанности.
Птицы, привыкшие быть вместе, вначале тяжело переносят одиночество, иногда даже на некоторое время перестают петь. В связи с этим первое время (1-2 недели) клетки с молодыми самцами ставят так, чтобы они видели друг друга. Затем, когда птицы привыкнут к одиночеству, клетки ставят рядами одну на другую, перегораживают ряды картоном, чтобы птицы не видели друг друга, и начинают обучение.
Для обучения молодых самцов пению чаще применяют открытый метод, но он менее удобен и эффективен, чем обучение птиц в учебном шкафчике. При таком обучении клетки с молодыми самцами расставляют в один или несколько рядов (одна на другую), отгораживают каждый вертикальный ряд фанерой или картоном. Причем все клетки должны быть одинакового размера, прямоугольной формы и с плоским верхом. Клетку с учителем можно ставить как наверху, так и под клетками с молодыми самцами, но лучше - напротив их клеток, чтобы ученики видели своего учителя.
Во время обучения клетки с молодыми кенарами затемняют то сильнее, то слабее с помощью занавесок синего, зеленого или голубого цвета. Занавеска может быть общей для всех клеток или индивидуальной. Последнее удобнее, так как позволяет открывать любую клетку для прослушивания пения ученика, не снимая затемнения с других клеток. Можно затемнить и всю комнату, где находятся обучаемые птицы, занавешивая окна. В этом случае учителей помещают на подоконник за занавеской.
Однако наиболее удобно обучать кенаров пению в специальном учебном шкафу, который может быть рассчитан на любое количество учеников. Он состоит из отдельных ячеек с задней стенкой и дверцей, застекленной матовым или молочным стеклом. Для доступа воздуха и вентиляции в задней стенке ячейки нужно просверлить отверстия.
Учебный шкаф можно сделать самому из сухих досок или многослойной фанеры. Для этой цели пригоден и книжный шкаф, но его нужно разделить перегородками на соответствующее количество ячеек и прикрепить к ним на петлях дверцы.
В каждую ячейку ставят одну клетку с молодым кенарем. Клетка должна свободно входить в ячейку. Открывая или закрывая дверки в каждой ячейке, можно регулировать световой режим для содержащихся в нем птиц. Это делают для того, чтобы с помощью затемнения (полумрака) создать необходимые условия во время обучения. Сидя в полумраке, молодой самец внимательно слушает песню учителя, не отвлекаясь ничем посторонним.
Клетку с ведущим певцом лучше ставить напротив учебного шкафа, в крайнем случае в одну из верхних ячеек шкафа. Обычно клетки с плохо поющими молодыми самцами размещают как можно ближе к секции с учителем. Такой режим обучения благотворно влияет на становление голоса молодого кенара - в его песне появляются новые колена и изчезают резкие звуки и выкрики.
Для прослушивания песни молодых самцов их следует поодиночке освобождать от затемнения и давать возможность в течение 30-40 минут свободно петь. За песней молодых птиц необходимо следить внимательно, не допуская ее искажения. При ошибках или искажениях пение нужно немедленно прекратить, применяя затемнение. Неисправимых надо выбраковывать. Таким образом, процесс обучения очень сложен. Отсюда понятно, почему из всех обучающихся молодых самцов только небольшая часть становиться хорошими певцами. Остальные остаются или посредственными, или вовсе негодными певцами, у которых в песне сплошной брак: "рычки", "трещотки" и "цывки".
Когда молодая птица научится хорошо исполнять песню, необходимо закрепить этот навык. Поэтому не надо спешить с окончанием учебы, а нужно предоставить молодым певцам возможность продолжать слушать песню учителя.
Затемнение следует применять с большой осторожностью, так как птицам в таких условиях живется трудно. Несколько раз в день дверцы открывают, чтобы кенары могли вдоволь поесть, напиться воды и выкупаться. На ночь шкаф оставляют с открытыми дверцами для свободного доступа воздуха. Некоторые любители используют учебные шкафы как средство изоляции взрослой птицы. И делают это под разными предлогами: сорят, мешают песней что-то делать, привлекают внимание посторонних лиц и др. И никто обычно не задумывался над тем, а сколько же еще "затемненных часов" добавляется к ночным. А иногда получаете",- что в общей сложности канарейки сидят в темноте более 16 часов в сутки. И так почти каждый день. Есть любители, которые в какой-то мере понимают отрицательное воздействие искусственно созданной темноты и делают шкаф из светопроницаемых материалов. Но и это не намного улучшает содержание канареек.
К 7-8-месячному возрасту песня молодых самцов обычно становится полноценной и их оставляют без затемнения. Певцов с законченным "образованием" можно использовать как помощников ведущего певца для обучения самцов более позднего выводка. Выбирая помощника ведущему певцу, следует убедиться, что он правильно воспринял песню учителя и хорошо выдерживает ее план.
Некоторые любители считают, что плановая песня - это только постоянное чередование колен. Подобное мнение ошибочно. Плановая песня должна соответствовать двум основным требованиям. Вопервых, необходимо правильно чередовать колена и гармонично их сочетать с мягкими, не резкими переходами. Во-вторых, устойчивое чередование колен должно сочетаться с исполнением всей песни от начала до конца без остановки.
Очень красиво, когда кенар, пропев песню, повторяет вторую ее половину. Такая песня бывает продолжительной и интересной.
Для обучения молодых самцов пению, кроме хороших поющих кенаров и певчих птиц, иногда применяют также технические средства: органчик, свистки, записи ведущих певцов на грампластинку или магнитофонную ленту. Удачным вспомогательным средством для обучения канареек пению является органчик. Но секрета изготовления его нет. Повидимому, следовало бы разработать образец такого органчика и начать его массовое изготовление для продажи любителям, а также организовать обучение молодых канареек пению и продавать их через сеть зоомагазинов.
Обучение с помощью свистков
Несколько слов о свистках. Они просты в изготовлении. На рис. 18 показан воздушный свисток, рекомендуемый А. Рыбаниным для воспроизведения различных россыпей. Если в резервуар не наливать воду, получится невибрирующая россыпь, пригодная для обучения канареек запевке. Если резервуар наполнить до определенного уровня водой, получится вибрирующая россыпь. К этому свистку необходимы 2-3 сменяемые трубки разного диаметра, что позволит варьировать тональность звуков.
Основная деталь в свистке для обучения россыпям - трубка, изготовленная из мягкой жести. Короткий свисток при минимальном сечении дает более высокий звук. Верхняя часть трубки при продувании воздуха закрывается для регулирования звука. Нижний конец служит для насадки резьбы и соединения с резервуаром. На расстоянии 20 мм от верхнего конца просверливают отверстие диаметром 2-3 мм. Внутрь вставляют перегородки из пчелиного воска или пробку, соответствующую диаметру трубки, длиной 4-6 мм. Примерно на 1-1,5 мм по длине срезают пластину. Перегородку вставляют в трубку через длинный ее конец так, чтобы передний край доходил до края вырезанного отверстия.
Обучение с помощью магнитофона
Для записи песни лучших певцов можно использовать также магнитофон любой марки первого или второго класса. Опытные любители на практике доказали, что качественная по чистоте звучания магнитофонная запись положительно влияет на обучающихся молодых птиц и при умелом применении может быть хорошим подспорьем в обучении канареек, особенно когда нет хорошего учителя.
В настоящее время обучение канареек с помощью магнитофона становится массовым, но из-за отсутствия отработанной методики и соответствующих руководств начинающие любители часто терпят неудачу. Чтобы как-то восполнить этот пробел, предлагаю читателю методику обучения молодых певцов с помощью магнитофона, основанную на обобщении данных, появившихся в последние годы в печати.
Магнитофон, предназначенный для записи песни ведущего певца, не должен издавать посторонних шумов, но должен иметь возможно больший диапазон пропускаемых частот и высокую скорость движения магнитофонной ленты. Чем выше скорость движения последней, тем больше ширина полосы записываемых частот, тем полнее, богаче, сочнее будут записаны звуки песни. Поэтому песню кенара следует записывать на самой высокой скорости, которая имеется в вашем магнитофоне. Правда, расход пленки будет большим, но это окупится повышенным качеством записанной песни. Для портативных магнитофонов оптимальной скоростью движения ленты считается 19,05 см/с.
Качество записи во многом зависит от магнитофонной ленты, поэтому запись нужно производить на ленте высокого качества.
Следует также тщательно подобрать микрофон. Наиболее пригодны динамические микрофоны, которые достаточно чувствительны, почти не дают шумов, не боятся сырости и сотрясений. Из них для записи песни канареек лучше всего пользоваться репортерскими микрофонами (ДД-44, МД-59).
Пение кенара записать на магнитофонную ленту сложнее, чем музыку или человеческую речь. Особенно трудно записать песню, в которой содержатся высокие по звучанию колена - серебристые, кузнечиковые, россыпи, овсянки. Поэтому песню хорошо поющего кенара нужно записывать в помещении, где нет посторонних шумов. Причем набор колен и монтаж их на ленту необходимо производить в том же порядке, в каком они чередуются в песне, т. е. соблюдать интервалы между песней и позывными.
Песню кенара записывают несколько раз подряд, и из этих записей выбирают наиболее чистую по звучанию. Затем ее много раз переписывают с одного магнитофона на другой посредством специально предназначенного для этой цели соединительного провода, который подключают одним концом к выходу одного магнитофона, другим - к входу другого. В паузах между песнями должна звучать позывка кенара, а общая продолжительность паузы между окончанием одной и началом другой песни быть не менее 10 секунд. Длина ленты с записанной песней и паузой должна составлять 12-20 м, а смонтированной на катушку для проигрывания во время обучения канареек должно хватить на 40-50 минут непрерывной работы магнитофона.
Даже у однотипных магнитофонов может не совпадать расположение магнитофонных головок, поэтому при проигрывании на разных магнитофонах возможно искажение звука. Для хорошего воспроизведения пения кенара нужно подавать запись на соответствующий тип динамика.
С помощью магнитофонной записи можно объединить две разные песни, что бывает очень сложно сделать. Поэтому действовать здесь надо умело и осторожно. Как же производится такая запись? И. Басихес рекомендует вначале записывать песню учителя методом, о котором было сказано выше, затем записывать песню другого кенара. Тут можно записывать не всю песню, а только то, что требуется. Причем у обоих кенаров должно быть такое сходство голосов по тембру и тональности звучания, чтобы было трудно различить, когда кто поет. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять дополнением той части песни, которая есть у учителя. Иначе живой учитель в будущем практически окажется бесполезным для обучения молодых птиц. А это - год безуспешной работы.
Сложную по содержанию и количеству колен песню, записанную на пленку, молодые певцы с хорошей наследственностью воспринимают отлично, но только до выхода на полный голос. Затем обучение следует проводить с помощью ведущего кенара-учителя.
Обучение канареек пению с помощью магнитофона желательно начинать в утренние часы. При этом они не должны слышать шум работающего магнитофона. Во-первых, он будет их отвлекать от обучения, во-вторых, кенары даже могут включить его в свою песню.
Лучше, если магнитофон будет установлен в коридоре или другой комнате и соединен с микрофоном длинным шнуром.
Магнитофонную запись, как и пение самого учителя, молодые певцы должны прослушивать не менее четырех раз в день по 40-50 минут.
Таким образом, магнитофонную запись нужно использовать на начальной стадии обучения песни молодых певцов, а также для совершенствования песни ведущего кенара. Она помогает учителю совершенствовать ход песни, не забывать план ее исполнения. Запись ведущего кенара необходима также во время линьки птиц, когда кенари поют редко или совсем не поют, а также в тех случаях, когда приобретают молодую птицу с неукрепившимся планом песни.