Кто такая кошка?
«Бог сотворил кошку, для того, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить. » В.Гюго
Прежде чем кошка стала похожа на современную , прошло множество веков. Кошка – один из самых грациозных хищников. В отличие от стадных псовых, она выбрала независимость и индивидуальность. Обладает безупречной способностью подстерегать добычу и нападать. Кошка сочетает в себе благородство странствующего рыцаря и подобно самураю доводит до блеска свое боевое искусство. Она всегда элегантна, каждое движение – изящно. Кошка дарит свою любовь избирательно и всегда ждет взаимности. Она удивительно пластична, изящно сложена, находится в превосходной физической форме, не изнуряя себя диетами, не посещая тренажерный зал. Можно позавидовать кошачьему умению сочетать в жизни удовольствие и здоровье. Кошка очень сообразительное создание. Способна к обучению и даже дрессуре, но только с помощью пряника! У нее хорошо развита память. Голос в кошачьем репертуаре – мяуканье, мурлыканье, шипение и вопли – выражает широчайший спектр чувств. Единственное, что заботит кошку в этой жизни – ее собственный покой и благополучие. Если она прикладывает усилия, то только для достижения собственной цели. Все кошки в душе – аристократы. В этом состоит и притягательная сила кошек, будь то шикарная особа с родословной или беспородная киска. За пристальным взглядом кошки таится нечто непостижимое и манящее, уходящее в глубь веков, возвращающее нас к древним священным культам и магии. Кошка - животное воистину волшебное. Около 12 миллионов лет назад по Земле начали бродить первые кошачьи. Дикая кошка Мартелли - вид, исчезнувший немногим менее миллиона лет назад, является прямым предком современных небольших диких кошек, от которых со временем произошли и домашние. Как именно дикая кошка произвела потомков, которые стали ручными, в точности неизвестно, но в результате мы получили подарок – домашнюю кошку. И теперь с удовольствием наблюдаем за ее грациозными, элегантными движениями, наслаждаемся ее привязанностью. Самые первые упоминания о кошках мы находим в иероглифическом письме древних египтян. Львы и кошки уже имели свои символы с обозначением "миу" или "мау". Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек - это был расцвет их культа. Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Кошка была и есть настоящим защитником человека от невидимых сил. Древние египтяне, тибетцы, таитяне и др. народы прошлого, обладавшие мудростью и знанием, хорошо осознавали этот факт. Любой, кто захочет заглянуть в историю Древнего Египта, сразу заметит особое внимание к животным из семейства кошачьих. Древняя легенда гласит: "Сияя Ра (взошедшее Солнце) плыл на своем солнечном челне по небесам с востока на запад, следя за тем, чтобы избежать встречи со змеем Апопом (тьмой невежества), побежденным впоследствии дочерью Ра - кошачьей богиней Баст". Баст изображена в виде женщины с кошачьей головой, у ног которой расположились котята. Слуги Баст занимали государственные посты. В обязанности жрецов входят исцеление, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины. В Китае делается четкое различение между домашними и дикими кошками. Домашняя кошка называется «Мао», а дикая - «Ли». И если в Древнем Египте домашняя кошка представлялась уменьшенной копией льва, то в Китае проводилась аналогия между кошкой и тигром. Уже в VI в. до н. э. китайцы говорили: «Мао похож на тигра, но маленький». Кошка Мао защищала хранилища от мышей. Слово «Мао» - звуковое подражание голосу кошки, а иероглиф «Мао» состоит из иероглифов «тьен» (поле), «цзао» (трава) и «чао» (монстр) - это означает, что кошка уничтожает чудовищ на поле. Звукосочетание «Мао» в китайском языке означает еще и «восьмидесятилетний» - кошка считается символом долголетия, и на поздравительных открытках с днем рождения часто изображают кошек. В Японию первые домашние кошки попали, видимо, в VI веке нашей эры из Китая, одновременно с буддизмом. Один монах секты тендаи после многолетнего изучения священных буддийских писаний привез из Китая в Японию на корабле множество буддийских книг и рукописей. Для защиты драгоценного груза от мышей и крыс во время путешествия на корабле он взял с собой, естественно, кошку, благодаря которой рукописи в неприкосновенности прибыли в Японию. Шерстка кошки была желтоватого окраса, и поэтому (а также потому, что кошка уберегла святые реликвии) она вошла в историю и в литературу как «золотая кошка». В Японии кошки применялись сначала для охраны библиотек. Во всех монастырях их держали, чтобы стеречь книги и рукописи от грызунов. Счастливая пора для кошек в Японии наступила в Х-XI веках, во время правления императора Ихийо (986-1011 гг.). В текстах «О-у-ку» и «Макура-но-соши» сообщается, что император получил в подарок из Китая двух молодых кошек. При дворе у них была собственная свита, которая на дорогой посуде подавала им еду, приготовленную из нежных сортов рыбы, риса и молока. Спали они на шелковых подушках. Эти же источники сообщают, что на 19 день 9-го месяца 999 года у них появилось потомство - первые 5 котят, к которым тут же была приставлена высокопоставленная дама-нянька. Некоторые котята из следующих пометов были поднесены в подарок наиболее отличившимся придворным, а позднее продавались за очень большие деньги; так кошки стали символом высокого общественного положения. Но и тогда, когда кошки стали распространяться, они продолжали пользоваться большим почетом, в том числе и во дворе. Из-за своей очень высокой цены кошки все время были на поводках. При дворе императора эти поводки изготавливались из позолоченных нитей. Японцы считали, что кошка излучает такую силу, что грызуны исчезают уже при виде своего врага. Те, кому не хватало денег на приобретение живой кошки, ставили дома ее изображение. Поэтому так много керамических и фарфоровых кошачьих статуэток распространено в Японии. В Греции и Риме место Баст заняла Артемида-Диана, которую даже стали называть Матерью кошек. В Коринфе была даже огромная бронзовая статуя, изображающая кошку, сидящую на задних лапах. Скорее всего она попала из Египта в Грецию не прямо, а через Италию, а может - через Крит: ведь там обнаружены древние фрески, изображающие кошек, которые пожирают перепелок (ок. 1600 г. до н. э.).
Эру египетских фараонов до Средневековья отделяет большое расстояние во времени и для кошки оно оказалось падением от почитаемого божества до слуги дьявола. С ХIII до середины ХVIII века по всей Европе свирепствовала инквизиция. Но несмотря на то, что кошки спасли средневековую Европу от нашествия крыс (соответственно - от голода и эпидемий), обычно им приходилось очень нелегко. Считалось, что вместе с еретиками и ведьмами с преисподней связаны и кошки, которые также должны были предстать пред инквизицией, которой всегда была присуща жестокость - союзница глупости в сочетании с самыми фантастическими предрассудками. Охота на ведьм достигла апогея в XVI-XVII веках, и за это время было сожжено, изрублено, замучено несметное количество кошек. Уже одно то обстоятельство, что у человека имелась кошка, в особенности черной масти, давало повод к к обвинению в колдовстве. Но следует упомянуть, что средневековое отношение к кошкам осуждалось даже некоторыми представителями церкви – например кардиналом Ришелье. Он был весьма милостив к кошкам, что было отражено и в его завещании.
В Европе с распространением христианства к кошке стали все чаще относиться не как к доброму гению, но как к порождению зла, животному дьявола (что объясняется, прежде всего, ночным образом жизни кошек). Но обойтись без них не могли. Афонские монахи до сих пор очень уважают котов, так как они в свое время истребили всех змей на этой священной горе. В конце VI в. папа Григорий Великий очень ценил кошек и разрешил держать их в монастырях. В некоторых местах не преследовали тигровых кошек, имеющих на лбу отметины в виде буквы «М». Этих кошек называли «кошками Мадонны», так как легенда гласила, что Дева Мария в Назарете держала кошку такой окраски, и с тех пор такие кошки получили знак Мадонны «М». На Сицилии считалось, что кошкам покровительствует святая Марта, и они могли свободно входить в церкви. А во Фландрии покровительницей кошек (а также путников и паломников) почиталась святая Гертруда Нивелльская (VII в.); эта почтенная аббатиса даже изображалась с крысами и мышами, бегающими у ее ног или пробирающимися по ее посоху или по одежде. Если мы обратим свои взоры на мусульманский Восток, то увидим, что кошка и там пользовалась уважением. Это было в значительной степени обусловлено тем, что пророк Магомет имел склонность к кошкам, и это рекомендовалось для подражания всем правоверным: «Пророк, благослови его Бог и пошли ему здоровья, сказал: «Кошки не нечисты и не мешают молитве, они подобны пастырям». Кстати, любимую кошку Магомета звали Муэсса. Она часто отдыхала на его одеянии, и когда пророка однажды позвали на молитву, он не захотел беспокоить кошку и отрезал тот кусок одежды, на котором она лежала. По мусульманскому преданию, именно Магомет научил кошку всегда падать на лапы и отвел ей постоянное место в раю. Поэтому арабы называют его «отцом кошек». На севере, в суровом мире германо-скандинавских богов, одной из наиболее почитаемых богинь была независимая, красивая Фрейя - богиня из рода ванов, сестра Фрейра и дочь Ньерда. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого.В бой она отправлялась на колеснице, запряженной кошками, и поэтому считалась повелительницей кошек, подобно египетской Баст и греческой Артемиде. Когда она плачет, ее слезы капают, превращаясь в золото, а когда ее слезы падают в море, они превращаются в янтарь. Поэтому ее магических кошек звали Бигуль («золото пчел», мед) и Трьегуль («золото дерева», янтарь).
Хотя кошка была одомашнена около 5000 лет назад, направленным выведением пород начали заниматься относительно недавно – с середины ХIХ века. Решительным образом судьба кошек изменилась в Англии, во времена королевы Виктории. Именно в это время пришло осознание обворожительной грации и красоты, что позволило посмотреть на кошку, как на живое произведение искусства. Пришло время для нового явления – породистой кошки. Инициатором создания пород считают Гаррисона Вейра. Этот многосторонне одаренный человек ( художник, иллюстратор, журналист) организовал первую выставку кошек. Она состоялась в Лондоне в Хрустальном дворце, в 1871 году. Выставка имела колоссальный успех и с того времени эти зрелищные мероприятия проводятся почти повсеместно. Конечно, в то время ни одна из кошек не имела родословной. Однако Вейр в 1887 году стал первым президентом Клуба Любителей Кошек – National Cat Club. Это первая в мире организация, которая стала вести список кошек и рожденных от них котят. Так появились первые родословные. В настоящее время насчитывается более 100 официально зарегистрированных пород домашних кошек. Каждый человек выбирает кошку определенной породы исходя из ее характера, поведения, внешнего вида. В нашем городе пальму первенства уже несколько лет прочно удерживают британские короткошерстные и шотландские вислоухие (скоттиш - фолды). В чем секрет популярности британских кошек? Завораживающая внешность. Медные глаза, крепкое тело на толстых лапках, большая голова с круглыми щечками ( так и тянутся к ним руки!), короткая , густая шерстка, которую сразу хочется погладить и знаменитая «улыбка чеширского кота». Характер: британцев трудно вывести из себя, они невозмутимы. Но несмотря на спокойствие могут неожиданно быстро вскочить и поймать на лету муху или бабочку. Хорошие манеры у британцев в крови. Они спокойны и самодостаточны. А окрасы? Лиловые, черные, белые, красные…Сейчас набирает популярность окрас серебристый табби, в народе называемый «Вискасом», из-за рекламы корма с мурлыкающим полосатеньким котенком на ладони. Очень красив серебристый мраморный – с рисунком – бабочкой на спинке кошки. Но для многих визитной карточкой породы был и будет окрас голубой. То и дело раздается звонок по телефону, и чаще всего – « нужно серенького, большого, с медными глазами». Особенно британы уважают мужчин, а хозяева-мужчины ими гордятся. «Плюшевый мишка» - этот крепыш, состоящий сплошь из закруглений, с весом 7-8 кг. всегда ассоциируется с достатком, стабильностью и покоем. Помню, на выставке, женщина , увидев мою кошку сказала – « А что так ушки легли? Болеет? Ну, дай бог встанут...». И оторопела, когда владельцы кошек, стоявшие рядом, в один голос сказали «Тьфу – тьфу, чтоб не встали…». Опущенные вниз уши скоттиш-фолда – его визитная карточка. Так же как и забавное, милое выражение мордочки – «baby face». Причем оно сохраняется и у взрослых скоттишей. Помимо необыкновенной внешности, они обладают и привлекательными чертами характера – спокойные, уравновешенные, по-детски игривые. Любят приподниматься, как суслики, на задних лапках, когда прислушиваются к чему-нибудь. Окрасы скоттиш-фолдов у нас представлены практически во всей гамме. Распространенные - голубые, лиловые, черные, шоколадные. Есть и редкие – серебристые, биколорные, колор-пойнт и даже золотые.
Согласно данным исследований, люди, предпочитающие кошек, более склонны к независимости. Это, как правило, свободолюбивые индивидуалы, полагающиеся исключительно на собственные силы, стоящие несколько особняком от остальных и предпочитающие не слишком ввязываться в дела других людей. Они более свободны от ограничений, которые налагает общество на людей, и избегают конфронтаций, пуская в ход, где возможно, хитрость и всевозможные уловки. Столкнувшись с враждебностью и агрессивностью, они, вероятнее всего, займут позицию пассивного сопротивления, выжидая время для выверенной контратаки. Основные характеристики личности «кошатников» совпадают с характеристиками самих кошек. Как сказал известный этнолог Конрад Лоренц, «кошка это не социально активное животное, она не мой пленник, просто это независимое существо с почти равным статусом, которому приходится жить в том же самом месте, где живу и я». Эту тягу к независимости и самостоятельности великолепно выразил Редьярд Киплинг в своем знаменитом высказывании: «Самое дикое из всех диких животных - кошка. Она ходит сама по себе и только там, где ей нравится».
|